Конспект занятия в подготовительной к школе группе «У нашего молодца нет забавам конца"

 

Автор М.А. Паршина воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»

Занятие проводится в «Комнате русского быта»

Цель: знакомство детей с  культурой русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с основными видами русских народных игрушек;
  • формирование патриотических чувств к родине;
  • развитие связной речи, мышления, памяти;
  • обогащение словарного запаса.

Оборудование: игрушки (матрешка, неваляшка, дымковская и филимоновская, игрушки, тряпичные и соломенные куклы),

 дидактическая игра «Подбери рисунок»;

демонстрационные картинки с изображением традиционных русских игрушек;

презентация «Про матрешек и не только!»

магнитофон и запись русской народной песни

Ход занятия.

Организационный этап.

- Ребята, мы снова с вами собрались в нашей избе. Как настоящие хозяева, давайте оглядимся – все ли наши вещи на своих местах?

 (проводится гимнастика для глаз)

- Найдите глазами утюг, малыша в люльке, сноп пшеницы (и т.д.)

- Сегодня вы пришли из дома со своими любимыми игрушками. Давайте с ними познакомимся (дети рассказывают о своих игрушках) Какие вы молодцы, с какой любовью вы рассказываете о своих игрушках! А как вы думаете, в какие игрушки играли наши предки? (ответы детей) Сегодня мы поиграем с игрушками наших прабабушек и прадедушек. А вот и наш волшебный сундучок. Садитесь на лавку рядком, да поговорим ладком. (дети усаживаются к печке по правилам: мальчики – в красный угол, девочки – к печке)

- Ребята, отгадайте загадку!

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка!

(матрешка)

- Правильно, вот она наша красавица Матрена. Она выточена из деревянного бруска березового или липового. Деревья спиливали весной, очищали от коры и хранили. Из высушенных бревнышек выпиливались матрешки, причем начинали с самой маленькой, которая не открывается. Затем их расписывают. Давайте рассмотрим во что одета наша матрешка? (сарафан, платок, полушалок, передник) Посмотрите какая она яркая, нарядная, расписанная цветами. А уж как интересно с ней играть! Это любят и взрослые и дети. Я предлагаю вам собрать матрешек, посмотрим кто быстрее! (проводится игра «собери матрешку», играют 2-3 пары детей)

- А вот и следующая загадка.

Он совсем не хочет спать,

Положу – встает опять!

И стоит качается,

Как он называется?

(Ванька-Встанька)

Неваляшка появилась давно. Её делали с любовью – точили из дерева, расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком. Эта игрушка передавалась от старших детей к младшим. Неваляшек продавали на ярмарках, называл их «кувырканы». Это могли быть купцы, клоуны, девочки и мальчики.

- Выходите на ковер, поиграем в неваляшек.

(проводится физминутка «Ванька-встанька»

«Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,    (наклоны из стороны в сторон)

Приседай-ка, приседай-ка!                        (приседают)

Непослушный ты какой!                           (кружатся)

Нам не справиться с тобой!»                  (грозят пальцем)

- Молодцы, занимайте свои места.

- Знакомьтесь, это Богородская игрушка. Посмотрите, каких только видов нет! И пестрые курочки, клюющие зернышки, и кузнецы, и веселые медведи, которые стучат молоточками по маленькой наковальне. Эти забавные игрушки известны нам очень давно.

 Послушайте легенду, в маленькой деревеньке возле Москвы жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

- Как вы думаете, из чего еще делали игрушки? (ответы детей) Правильно, из глины. Вот они – глиняные свистульки Дымковская и Филимоновская. Рассмотрите их, чем они отличаются? В давние времена мастера Дымковской слободы лепили барынь с зонтиками, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек, петушков. Все они расписанные разноцветными кольцами, кругами, точечками.

- А у Филимоновских игрушек совсем другой рисунок и игрушки эти наши, Тульской Губернии из города Одоев. Названы они в честь гончара Филимона, который придумал эти игрушки и научил мастериц их лепить. Посмотрите, кого здесь только нет! Каких животных вы узнаете?

- Предлагаю вам игру. Вы должны подобрать своим игрушкам рисунок. Мальчики будут собирать элементы рисунка филимоновской игрушки, а девочки – дымковской (проводиться игра «подбери игрушке рисунок»)

-Молодцы, никто не ошибся. Давайте отдохнем

 (проводится самомассаж «Зоопарк»

1."Обезьяна расчесывается". Пальцами правой руки массировать голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем пальцами левой руки – от правого виска к левой части затылка

2. "Слоники". Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали).

3. "Сова". Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

4. "Утконос". Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон.

5. "Бабочки". Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.

6. "Жираф". Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.

- У нас еще остались игрушки в сундучке. Как называются эти куклы? (ответы детей: традиционные русские тряпичные куклы)

-Правильно. Мы с вами уже знакомы с некоторыми из них, а сегодня я расскажу вам о куклах нашей Тульской области или Губернии, как говорили раньше (можно дать задание детям рассказать о куклах)

- Это Тульская Барыня. Посмотрите, какая важная – белолицая, высокая, статная, руки в боки! Именно по этой позе мы всегда ее узнаем. Эта кукла игровая. Делали ее для своих детей и в подарок.

- Это Мокредина. У нее 3 пары рук. Она изображает женщину, которая работает в дождливую погоду – это самое тяжёлое время для работы, не хватает рук, чтобы все переделать. Вот и делала Мокредину для себя русская женщина. Ее юбка в длинную полоску, как дождик, а на личике углем нарисованы капли воды. Это кукла – обрядовая.

- А эту куклу наоборот делали в засуху. Ее зовут Суховейка. Сохнет урожай на полях, нужен дождик. Сделают тогда хозяйки Суховейку и привязывают к ее рукам тряпочки каждый день. А на восьмой день вешают ведерочко, и тут же дождик пойдет. Цвет одежды у нее – цвет выжженной земли. Это тоже обрядовая кукла и ставили ее на поле.

- Это Купавка или Купальница. Это кукла одного дня. Ее делали девушки на праздник Ивана Купалы, наряжали, загадывали желания. Каждая ленточка на кукле  - это заветные желания ее хозяйки. С ней вместе отмечали наши предки начало купаний летом, а потом загадывая желания, сплавляли по реке. Какая это кукла? (ответы детей – обрядовая)

- Эта кукла – Домашняя Масленица. А почему у нее такое название? (ответы детей). Ее держали дома весь год, доверяя ей свои тайны, прося о помощи в делах, а на масленицу сжигали вместе с большой Масленицей. Это тоже обрядовая кукла.

- Посмотрите на этих кукол. Что вы заметили? (ответы детей – одна общая рука). Это Неразлучники. Дарили их на свадьбу жениху и невесте, Чтобы всегда они были вместе, помогали друг другу.

Заключительный этап.

- Ребята, это только некоторые Тульские тряпичные куклы. В следующий раз я расскажу вам о других таких же интересных куклах. А сейчас предлагаю вам вспомнить. Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей) Ну что же! Как говорится: кончил дело – гуляй смело! Предлагаю вам поиграть в игру (дети решают в какую русскую народную игру они хотят поиграть.

 Проводится выбранная детьми игра уже в групповом помещении).



 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?